1.

    Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.04.2022 № 261/пр "Об утверждении оснований для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 статьи 55-16 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

(Зарегистрирован в Минюсте 19.05.2022 № 68515).

 

Минстрой России

Определены основания для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя или юридического лица о перечислении средств компенсационного фонда в случае перехода в другую саморегулируемую организацию.

В перечне таких оснований, в частности указаны:

- отсутствие в заявлении о перечислении и прилагаемых к нему документах решения постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о приеме заявителя в члены такой саморегулируемой организации (в случае, если такое решение не вступило в законную силу), подтверждения оплаты заявителем взноса в соответствующий компенсационный фонд исключенной саморегулируемой организации, сведений о размере взноса, подлежащего перечислению в соответствующий компенсационный фонд саморегулируемой организации, и о реквизитах специального банковского счета (счетов) саморегулируемой организации, на который подлежат перечислению зачисленные на счет Национального объединения средства компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации;

- отсутствие сведений о заявителе в реестре членов саморегулируемой организации;

- исключение из государственного реестра саморегулируемых организаций сведений о саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме заявителя в члены саморегулируемой организации.

       Всего указано шесть исчерпывающих оснований.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет со дня вступления в силу.

 

 

2.

Письмо Минстроя России от 09.04.2022  N 15274-ИФ/09 «По вопросу увеличения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству».

 

 

Минстрой Россииоссии

Рассмотрен вопрос об увеличении цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству.

По мнению Минстроя России, вопрос возможности увеличения цены указанного контракта, который заключен на срок менее одного года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, в связи с ростом цен на строительные ресурсы урегулирован.

Также, в частности, Федеральным законом от 08.03.2022        № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что изменение существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, контракта жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также контракта, предметом которого может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и заключенных до 1 января 2023 года, допускается по соглашению сторон, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

 

3.

Приказ ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 11.03.2022 N 46"О Временном порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России" в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"

 

 

ФАУ Главгосэкспертиза

Установлен Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России" в условиях моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам ее проведения.

Выполнение процедур, связанных с проведением госэкспертизы, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости, осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России", утвержденным приказом ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 24.01.2017 N 7, с учетом положений настоящего Временного порядка.

В том числе определены основания, по которым в период действия Временного порядка не выдаются сводные замечания, а также не производится досрочное расторжение договора на проведение госэкспертизы.

4.

Письмо Минстроя России от 12.04.2022   N 15639-ИФ/11 «Об организации проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

 

 

Минстрой России

Разъяснен особый порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 04.04.2022 N 579 до 31 декабря 2022 года предусмотрены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Рекомендуется пользоваться нормой по продлению сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, предусмотренной указанным Постановлением.

 

5.

Проект Федерального закона                   «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Минстрой России

Предлагается оптимизировать процедуры, сроки и стоимость строительства объектов капитального строительства, включая промышленные объекты. Снизить административную нагрузку на строительный бизнес.

     В связи с этим предлагается внести изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в Федеральный закон от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в Федеральный закон от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» в целях исключения документов, сведений, материалов, согласований, для получения/ предоставления которых не предусмотрен порядок, либо срок, либо предмет.

6.

Федеральный закон от 01.05.2022             N 124-ФЗ"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Минстрой России

Расширены полномочия Правительства РФ в области регулирования градостроительных, земельных и иных отношений, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов капитального строительства.

В частности, установлено, что в 2022 году Правительство РФ вправе принимать решения, предусматривающие:

особенности выдачи федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, а также случаи, при которых выдача таких заключений, разрешений не требуется;

случаи, при которых при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (за исключением случаев, при которых строительство, реконструкция объекта капитального строительства оказывают негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания), территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

 

7.

Постановление Правительства РФ от 28.04.2022 N 773"О внесении изменения в перечень видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Правительство РФ

Внесены уточнения в перечень видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 52.2 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно изменениям в пункте 19 перечня определение «Сети теплоснабжения с давлением 10 мегапаскалей и выше» изложено в новой редакции –«Тепловые сети диаметром более 500 миллиметров.»

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г.

8.

Приказ Минтруда России от 24.03.2022                   N 169н"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области аэрофотогеодезии"

Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2022 N 68350.

Минтруд России

С 1 сентября 2022 г. вводится в действие профессиональный стандарт "Специалист в области аэрофотогеодезии".

Целью профессиональной деятельности данных специалистов является дистанционное зондирование для обеспечения геодезической и картографической деятельности

В перечень осуществляемых ими трудовых функций входит, в том числе, фотограмметрическая обработка материалов аэрокосмических и наземных съемок, выполнение работ по обоснованию планово-высотного обоснования снимков.

Приведены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе, другие характеристики.

Настоящий приказ действует до 1 сентября 2028 г.

 

9.

Проект Федерального закона                  «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».

Минстрой России

Минстроем России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», который в настоящее время размещен на сайте regulation.gov.ru и проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.

Согласно комментариям разработчика, законопроектом предлагается установить различные варианты подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство.

Так, у заказчика появляется возможность наряду с «классическим» подходом (подготовка проектной документации в полном объеме, получение «классического» заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство) также пойти по пути проведения экспертизы проектной документации в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации.

Если заказчиком принято решение проводить экспертизу проектной документации в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации, то органами экспертизы, осуществляющими экспертное сопровождение, может оказываться содействие в форме рекомендаций по подготовке проектной документации.

Помимо этого, законопроектом предлагается установить возможность для заказчика разделять работы по проектированию и строительству (реконструкции) объектов капитального строительства на стадии проектирования и строительства, и получать заключение экспертизы проектной документации и разрешение на строительство на каждую такую стадию.

10.

Приказ Минтруда России от 06.04.2022  N 202н"Об утверждении профессионального стандарта "Архитектор"Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2022 N 68436.

Минтруд России

      С 1 сентября 2022 г. применяется актуализированный профессиональный стандарт "Архитектор".

      Целью профессиональной деятельности данных специалистов является, в числе прочего, создание архитектурного объекта, координация разработки проектной документации для строительства или реконструкции, авторский надзор за строительством.

       Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 4 августа 2017 г. N 616н, которым утвержден аналогичный стандарт.

       Настоящий приказ действует до 1 сентября 2028 г.

11.

Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 N 880"О внесении изменений в перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации".

Правительство РФ

Расширен перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения.

К таким видам работ отнесены, в числе прочего:

- осушение территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод;

- устройство крановых путей;

- инженерная подготовка территории в границах ранее предоставленных земельных участков (их частей), включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур;

- защита трубопровода от коррозии (изоляционное покрытие, электрохимическая защита);

- перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, попадающих в зону строительства объектов, если для строительства (реконструкции) таких сетей и коммуникаций не требуется проведение государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство.

12.

Письмо Минстроя России от 07.04.2022   N 14710-КМ/16 «О типовых вопросах, в части применения положений Постановления Правительства РФ от 05.03.2021 N 331».

Минстрой России

Минстроем рассмотрены типовые вопросы по формированию и ведению информационной модели объекта капитального строительства.

Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2021 г. N 331 закреплено, что формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства обеспечиваются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, в случае если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, заключен после 1 января 2022 года, за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства.

В письме Минстрой России разъясняет типовые вопросы по применению положений Постановления N 331.

13.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022      № 881 "Об осуществлении замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства при проведении капитального ремонта зданий, сооружений"

Правительство РФ

В соответствии с частью 11 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливается:

1. Что при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений могут осуществляться замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, если по результатам проведенного в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, правилами обследования несущих строительных конструкций установлены:

а) недостаточная несущая способность конструкций, а также несоответствие геометрических параметров конструкций нормативным требованиям с учетом последующих условий эксплуатации объекта капитального строительства;

б) наличие существенных дефектов, силовых, температурно-влажностных, коррозионных, биологических, огневых, механических повреждений, препятствующих штатной эксплуатации конструкции;

в) наличие повреждений и (или) деформаций, изменяющих расчетную схему конструкции;

г) несоответствие конструкций нормативным требованиям строительной теплотехники, пожарной, санитарной безопасности, в том числе в области дорожной деятельности.

2. Постановлением утвержден прилагаемый перечень работ по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, выполнение которых может осуществляться при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений, в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Постановления.

3. Положения настоящего Постановления не применяются при проведении капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также к правоотношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, возникшим до дня вступления в силу настоящего Постановления.

4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.